К содержанию

  Муниципальное бюджетное образовательное учреждение 

  дополнительного образования Центр детского творчества

  Иловлинского муниципального района

  Волгоградской области

  Волгоградская область, Иловлинский район, р.п. Иловля, 2 микрорайон, д. 22
  Телефон: +7 (84467) 5-19-67

 

Главная / Медиа / О нас пишут / #Россиянашобщийдом

#Россиянашобщийдом

4 ноября 2020

Привет! Я участвую в акции #Россиянашобщийдом и хочу рассказать про национальный русский костюм.

История всегда вызывает огромный интерес у людей, потому что мы хотим знать историю своего народа.
Национальная одежда-русский народный костюм-это часть истории. В одежде отражается душа народа.
Русский костюм удивляет своим разнообразием. У каждого узора и покроя есть своя история. Это делает русский костюм уникальным.
По одежде можно узнать о традициях и обычаях своего народа.

В былые времена одежда не только грела и украшала, но и говорила о происхождении человека ( беден или богат).Естественно, что царские и боярские уборы отличались от крестьянских. Крестьяне шили одежду из простых тканей- льна, шерсти. А вельможи украшали её драгоценными камнями, бисером, вышивали золотом и серебром. Боярский костюм мог весить 15-20 кг.
На Руси основной одеждой для женщин был сарафан и сорочка с вышивкой. Сверху одевали душегрею. Часто сорочки шили с очень длинными рукавами и носили их подтянув в мелкую складочку. Если рукава опускали, то сделать какую либо работу было невозможно. Отсюда выражение - делать спустя рукава.
Сарафаны могли быть разного цвета: красные, синие, коричневые… В то время для ткани использовали только натуральные красители. Например: Жёлтый цвет давали – берёза, орешник. Зелёный – крапива. Красный – зверобой.
В былые времена вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом. Считалось, что она отводит всякую беду и приносит здоровье, удачу и богатство.
Вышивкой украшали одежду и предметы обихода. Каждая вышивка имела своё назначение. Но основным мотивом была женская фигура – Богиня-Мать. Она считалась покровительницей плодородия и земледелия.
Девушки могли ходить с открытой головой. А замужние женщины обязательно одевали кокошник или платок. Состоятельные женщины расшивали кокошники жемчугом и золотой нитью.
На Руси по обычаю только жена могла шить одежду мужу. Так оберегали счастье и любовь в своём доме. Мужской костюм состоял из рубахи – косоворотки и нешироких штанов- портов ( от слова портки,портной). Рубаху подпоясывали длинным поясом – кушаком.
Дети до 7-ми лет, и мальчики и девочки носили одинаковую одежду – длинные рубахи с поясом, сшитую из одежды родителей. Считали, что это защитит ребёнка от несчастий. Девочкам только после 12-ти лет разрешали носить недорогие украшения – бусы и серьги из сухих ягод или косточек плодов и цветные ленточки.
Русский народный костюм- это яркое, красочное зрелище. Это часть нашей культуры. История народного костюма длиною в столетия! Она удивительна! Давайте и дальше знакомиться и сохранять культуру родного народа!

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Здравствуйте! Меня зовут Свиридова Анастасия.
Я участвую в акции #Россиянашобщийдом
и хочу рассказать про традиционное казачье блюдо «нардек» — знаменитый арбузный мед. 
Нардек – арбузный мед или арбузная патока, довольно известный продукт в казачьем крае, который получали в упаривании арбузного сока. Арбузный мед ароматный, густой, прозрачный.
В XIX веке в России особенный расцвет достигло сельское хозяйство, в частности, выращивание бахчевых культур. Рынок был перенасыщен арбузами. В связи с этим встал вопрос о переработке ягод для того, чтобы урожай не пропадал даром. Арбузы солили, квасили вперемешку с капустой и даже варили, получая так называемый арбузный мед - нардек.
Для приготовления меда казаки использовали преимущественно мелкие, но спелые плоды. Согласно данным статистики, в 1879 году каждая казачья семья изготовила как минимум четыре ведра нардека.
Десерт варили в летних печах прямо на бахче, чтобы не терять драгоценное время на перевозку тяжёлых арбузов.
А вы пробовали нардек? А ведь очень хочется, правда?
РЕЦЕПТ:
Казана у нас нет, как использовали в старину, поэтому берем обычную кастрюлю. Из двух арбузов вырезаем мякоть, перетираем через дуршлаг деревянной толкушкой. Волокна и косточки выбрасываем. Ставим на огонь, доводим до кипения. Обязательно и постоянно убираем пену. Делаем медленный огонь. Через 2 часа процеживаем через марлю. Опять ставим на огонь. Через 10 часов медленного выпаривания масса загустеет.
Арбузный мед готов! Нардек разливаем по баночкам и ставим на хранение в холодильник.
Нардек очень сладкий, но в тоже время, полезный. Его калорийность около 110 Ккал на 100 граммов продукта. В небольших количествах арбузный мед можно есть даже тем, кто страдает ожирением или сахарным диабетом. Регулярное употребление нардека благотворно влияет на деятельность сердечно-сосудистой и выделительной систем, а также на работу желудочно-кишечного тракта. Кроме того, арбузный мед богат всевозможными витаминами и микроэлементами. Это и витамины группы В, и витамины А, РР, С и Е. Нардек содержит калий, фосфор, железо, магний, кальций, натрий. Состав нардека: вода не более 22 – %, фруктоза и глюкоза – 48%, сахароза – 30%.
Лакомство способно вылечить ОРЗ и болезни дыхательных путей, снять болевые ощущения при простуде, укрепить иммунную систему, поспособствовать лечению анемии, очистить кровеносные сосуды, нормализовать функционирование почек. Однако злоупотреблять этим продуктом, как и любым другим, не следует.
В настоящее время в разгар короновирусной эпидемии достаточно употреблять 2 ч. л. продукта в сутки.
Будьте здоровы!

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Привет! Меня зовут Текутова Ариша.
Я участвую в акции #Россиянашобщийдом и хочу рассказать о свадебной церемонии согласно традициям казачества.
Свадебный обряд является одним из основных в жизни казаков. Свадьба занимает первое место среди семейных праздников донских казаков.
Женились казаки с 17—19 лет. О невесте судили по её родителям.
Для казака было важно, чтобы жена был родом из порядочной семьи, умела вести хозяйство. Часто выбором невесты занимались родители жениха.
С середины XIX века основная роль в выборе невесты стала отводиться жениху. Казаки придавали большое значение обрядовому оформлению брака. В разное время свадьбы у казаков проводились по-разному.
В старину они проходили упрощённым порядком. Более З-х веков назад свадьбы часто проходили на майдане в Кругу. Казаки полой верхней одежды прикрывали невест, потом громко по очереди произносили: «Ты, Агапья, будь мне жена», «Ты, Евгений Георгиевич, будь мне муж» и так далее. После этой церемонии казаки становились молодожёнами, принимали поздравления от атамана и казаков.
В первой половине XVIII столетия, после того как император Пётр I запретил женитьбы и разводы на Казачьем круге, на Дону стали совершаться церковные браки. Казачья свадьба приобрела стройные традиции в начале XIX века и включала в себя отдельные элементы: смотрины или сватовство, пропой, посиделки, вечеринка, свадьба (выкуп косы, венчание, у невест, у жениха).
Этапы обряда:
Обычно молодой казак первым заводил разговор со своими родителями о том, что хочет жениться и просит их согласия. Родители спрашивали, кто его невеста, и если она им нравилась, то начиналась подготовка к сватовству. Собирались все члены семьи и обсуждали все подробности. Наводился порядок в хозяйстве, доме, дворе, чтобы не было стыдно перед сватами.
1. Сватовство
2. Своды
3. Посиделки и вечеринки
4. Свадьба и венчание
Вечером перед свадьбой в дом жениха приносили приданное невесты. В день бракосочетания невеста вставала рано, обходила свой двор, прощаясь со всем, что ей было дорого. Затем шла в сад и причитала:
...Вставайте мои любимые подруженьки!
Что не свет белая зорюшка занимается.
Из под гор крутых
Красное солнышко выкатывается
Все пташки, соловушки слетаются.
Все мои советнички советуются,
Все мои разлучники съезжаются.
Я думала мои разлучники
Среди дороженьки.
А они среди батюшкина двора
хотят меня с батюшкой, с матушкой разлучить
Со своей любимой семьею
И с ближними соседушками...
Если невеста сирота, то плачет по матери:
Выйду на свое широкое подворьице,
Покличу родимую мамушку,
расступись, мать-сыра земля,
расколись, гробовая доска
Обратись ты моя мамушка
Белою голубошкою:
Прилети на свое
Широко подворьице...
Позже появлялись подруги, и невеста вместе с ними шла на кладбище «испросить» благословение от близких умерших. После этого невеста возвращалась домой и готовится к встрече жениха. Вошедшего жениха сажали за стол рядом с невестою. Начиналось угощения. Все ели, кроме молодых. Им разрешалось есть после венчания.
Родители жениха благословляли молодых. Раздавались ружейные выстрелы и все отправлялись в церковь. После венчания жених и невеста шли в дом родителей невесты, где их поздравляли её отец и мать, потом крёстные, затем по степени родства остальные.
Затем сваха приступала к повиванию — «обрезанию косы», она расплетала одну косу и заплетала её уже в косы. Когда сваха расплетала косу, невестин брат брал нож и тупым краем резал косу. Дружка говорил «Постой, постой не режь, мы ту косу выкупим».
По окончании дарений молодых выводили из комнаты во двор. Мать невесты передавала икону (обычно ту с которой сама выходила замуж) и своё родительское благословение. На пороге дома жениха новобрачных встречали его отец и мать, а сзади дед и бабушка, крёстные.
Молодые входили в дом так, чтобы не наступить на порог, чтобы не потерять суженого и становились на овчинную шубу, которую предварительно расстилали шерстью вверх. Овчинная шуба символизировала о том, чтобы в хозяйстве у молодых всего было густо, как шерсти в овчине.
После этого молодые и гости садились по местам. Начинались поздравления новобрачных, одаривания их подарками. Во время даров каждый из поздравляющих, просил подсладить спиртное поцелуем или, бросив крошку хлеба в рюмку заявлял, что там плавает паук и его надо вытащить". Это было намёком на продолжительный поцелуй.
Главным условием казачьей свадьбы считалось веселье, что обещало молодым счастливую семейную жизнь. Гости веселились до утра, а молодых поздним вечером отправляли в их комнату на брачное ложе. Туда их сопровождали дружка и свашка, которые шутливо давали им наставления.
Второй день свадьбы начинался с умывания молодой жены. Умывали её свашки. Затем жена шла к колодцу, бросала в него монетку. Набрав из колодца воды, она шла к дому, где её ожидали свёкор и свекровь. Им она поочерёдно сливала воду для умывания, после чего они вытирались полотенцем невестки. Пока невестка занималась умыванием родственников, со стороны молодых проверяли её «честность» по каплям крови на простыни, где они спали.
После умывания молодая жена приглашала всех родных гостей за стол. Внимание здесь привлекал молодой муж, который обязан был разломить сваренную курицу. По тому, как он расправляется с курицей, судили о его способностях «расправиться» и с женой.
После завтрака родителей молодого мужа наряжали женихом и невестой сажали на тачку и возили. Затем все гости шли к родителям жены. Участники свадебного шествия частенько переодевались для смеха: женщины в мужскую, а мужчины в женскую одежду.
Иногда свадьбы длились более недели, на их проведение затрачивалось 250-З00 рублей (конец XIX века), что для казачьих семей было довольно обременительно. Однако, к свадьбам готовились много лет, почти с рождения детей.
Раньше в казачьих семьях кольца носили только казачки. Кольца обычно были серебряные. Позднее казачки стали носить и золотые кольца.
#Россиянашобщийдом

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Привет! Меня зовут Кира Торгашкова.
Я участвую в акции #Россиянашобщийдом и хочу рассказать об одном из блюд казаков - каныш.
Рецепт старинного казачьего блюда.
Каныш на Дону – это, чаще всего, открытый пирог с начинкой, в которой, по традиции, должен играть первую скрипку каймак (такое старинное казачье лакомство – зажаренные в русской печи жирные сливки, имеющие своеобразную текстуру и характерный карамельный привкус). Сейчас каймак – редкостная редкость. Поэтому в начинке для канышей его заменяют жирным творогом или сметаной. Кроме того, в начинку кладут яйца – обычно, сырые, но иногда добавляют и вареные. И – обязательно! – мелко нарубленный зеленый лук.
КНИШ, кныш муж., южн. лепешка с маслом, скоромная булочка с салом, или дон., вор.круглый пирожок. (Толковый словарь живого великорусского языка, сост. В. И. Даль).
Каныш – визитная карточка казачьей кухни. О трепетном отношении казаков к этому блюду свидетельствует старинная пословица – «пока у бабушки поспеют каныши, у дедушки не станется души...». «Каныши у казаков славятся спокон веков - каймаком пропитаны, всем нутром испытаны! (с) Прасковья Горбатова».

Казачий каныш: рецепт.
• Теста дрожжевого – 0,5 кг
• Яиц – 6 шт
• Каймака, сливок или жирной сметаны – 300 г
• Лука зеленого – 1 пучок.
• Соли – по вкусу
Из теста сформировать лепешку с небольшими бортиками. Накрыто салфеткой, оставить на столе.
Тем временем взбить яйца со сливками, добавить соль и мелко нарезанный лук.
Поставить лепешку в печь (180-200С) примерно на 10 минут.
Как только лепешка поднимется и начнет слегка румяниться, вылить в середину начинку.
Снова отправить в печь и выпекать до полной готовности.
Казачий каныш хорош и в горячем, и в теплом, и в холодом виде.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Привет! Я Самонина Полина учащаяся хореографической студии " Вояж" Иловлинского Центра Детского творчества участвую в акции
#Россиянашобщийдом Волгоградская область испокон веков считалась истинной вотчиной донских казаков. Они населяли территории от Медведицы до Азова, оберегая южные рубежи Российской империи от врагов. Об истории этого уникального народа немало интересного хранят сооружения, оставленные в назидание потомкам, памятники архитектуры, музеи и старинные казачьи усадьбы.
Музей, которому не нужна вывеска открылся у моей прабабушки и экскурсия по подворью начинается от самой калитки. Под небольшим навесом стоит печка и " горно", на котором казачки готовили нардек - арбузное лакомство.
В небольшой летней кухне лежит, стоит и весит различная утварь - чугунки, коромысла, ухваты и прочее. Всё это собрала в одном месте хозяйка дома Таисия Леонидовна Щайникова.
По словам моей прабабушки, каждая хорошая казачка засушивала травочку. А ещё из тонких веток делала помазочки для того, чтобы хату белить. Дальше проходим в дом, попадаем в кухню. Бабушка Тая рассказывает, как и из чего готовили её предки. Например, блины раньше смазывали гусиным крылом. Когда казачки выходили замуж, собирали приданное. А в ночь накануне свадьбы вышивалась нижняя юбка да постельное белье.
Под музей бабушка отдала практически весь свой дом, а сама живёт в кухне. Обустраивать помогал мой прадедушка Владимир Анатольевич, которого она называла хозяин, как это было принято у казачек К сожалению, несколько лет назад его стало и бабушка сейчас делает всё своими руками, и корзинки плетёт, и даже небольшую сцену сделала во дворе, чтобы во время экскурсии ещё и песни казачьи было, где исполнять.
Особое место среди экспонатов занимает макет казачьего подворья. В центре круглый дом, рядом кухня и прочие постройки, выполненные из лозы. По словам прабабушки, макет сделан по её воспоминаниям о доме предков.
А ещё бабушка Тая рассказывает, что девочек в казачьих семьях с детства учили быть хорошими хозяйками.
За пару десятилетий, которых существует музей на казачьем подворье Щайниковых побывали сотни людей, в том числе и иностранные гости, каждый оставляет небольшой сувенир на память и приятные слова в книге отзывов. Особенно, бабушка ценит письмо, которое ей пришло от актрисы Элины Быстрицкой, сыгравшей Аксинью в киноэпопеи " Тихий Дон". Бабушка ей отправила посылку, положила туда кусок сала, пуховые носки и варежки, наши груши. В ответ она прислала письмо, где написала, что получила посылку, не смогла сдержать слёз.
А по окончании экскурсии Таисия Леонидовна угостила всех настоящим казачьим нардеком, который варят из сока арбуза без добавления сахара. Лакомство, чем-то напоминает мёд. Чтобы приготовить его, требуется много сил и терпения. Он варится больше четырех часов. В каждом казачьем доме делали запасы нардека на зиму. Вот и бабушка летом, когда приходит арбузная пора, обязательно готовит лакомство
Таисия Леонидовна Щайникова рассказывает о своей семье. А кажется, читаешь "Тихий Дон" . Её близкие вполне могли бы статьи прототипами шолоховских героев .
В семье, где семеро детей, некогда было учиться. Была бы пограмотнее, мечтает бабушка Тая, написала бы книгу.
Но в её ненаписанной семейной свое иллюстрации к каждой странице можно руками потрогать.
Бабушкин шкаф и дедова рубаха, люлька укрытая по казачьему обычаю с пологом, с игрушкой из раскрашенных ниточных катушек. Бабушка о каждой вещи рассказывает подробно.
Некоторые посетители, когда проходит первое удивление, иногда плачут украдкой. Баба Тая о причине слёз не спрашивает. Говорит, это люди так к своим корням возвращаются.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Привет! Я Чувашина Александра участвую в акции #Россиянашобщийдом
Движущей силой для меня всегда были танцы. Танец, это самая древняя форма человеческого самовыражения. С помощью своего тела и языка движений танец, не только предъявляет себя окружающим, но и сам обретает внутреннюю связь с миром духовным и эмоциональным. И как форма искусства, танец преодолевает все политические, этнические и культурные границы. Объединяет людей позволяя говорить им на одном языке - языке танца. А, значит танец, универсальный способ гармоничного всестороннего развития личности.
Я занимаюсь танцами в студии эстрадного танца "Вояж" Иловлинского Центра Детского творчества. На одном из занятий нас знакомили с творчеством Государственного Ансамбля Российского Казачества.
Это один из лучших профессиональных коллективов страны сочетающий в себе православные традиции российского сценического искусства, его высокие стандарты, а также яркость, красочность и искромётный темперамент казачьего искусства с современным подходом в создании концертных номеров.
История Государственного Ансамбля Российского Казачества началась в 1935 году, когда в станице Иловлинской создаётся казачий хор
В 1985г. - основан ансамбль песни "Донские зори"
В 1991г. - ансамбль становится муниципальным, и вокальная группа пополняется оркестром и артистами балета.
В 1994г. - коллектив меняет название "Донские зори" на "Казачий Курень" ( слово " Курень" имеет тюрское происхождение и означает " дом", "семья").
1999г. - за большие достижения в области искусства распоряжением Губернатора Волгоградской области коллективу присваивается статус Государственного Ансамбля.
2004г.- коллектив меняет название на "Государственный Ансамбль Российского Казачества".
В качестве признания творческих заслуг ансамблю в 2000 году присвоен статус государственного.
В концертных программах ансамбля нашли отражение фольклор и культурное наследие донских, кубанских, терских, уральских казаков, казаков - некрасовцев.
Богатые и колоритные казачьи костюмы, эффектные танцевальные, хоровые, инструментальные номера - всё это делает выступления Ансамбля Российского Казачества великолепным и завораживающим зрелищем, ярким, красочным представлением, пользующимся неизменным успехом у публики.
Его восторженно принимали в Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Словении, США, Франции, Швейцарии, Японии и других странах мира.
Коллективу доверяются общественно-политические миссии, как носителю российской казачьей национальной культуры (концерты в Южной Осетии-Цхинвал, Ингушской Республики-Назрань, Украина-Севастополь) и другие.
Ансамбль регулярно представляет своё искусство на фестивалях национальных культур, как в России, так и за рубежом.
В настоящее время ГНТБУК "Ансамбль Российского Казачества" продолжает поиск оригинальных образцов песенного и танцевального творчества казаков России, новых форм их сценического воплощения.


На сайте цдт-иловля.рф мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы
Обращения граждан